• Служба поддержки:
  • +7(4752) 71-96-57
  • texno_ekos@mail.ru
Mobile menu

Разработка программы производственного экологического контроля (программа ПЭК)

Программа производственного экологического контроля (ПЭК) – обязательный документ при постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в территориальном органе Росприроднадзора.

Итак, чем руководствуемся на сегодняшний день.

  • Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 67)
  • Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (статья 25)
  • Федеральный закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ
  • Приказ Минприроды РФ от 28.02.2018 N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»
  • Приказ Минприроды России от 16.10.2018 N 522 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью»

 

Кто должен разрабатывать и отчитываться по производственному экологическому контролю?


Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
Другими словами, все предприятия, объектам которых присвоены категории I-III по НВОС, разрабатывают ПЭК в составе прочей нормативной документации либо как основной нормативный и отчетный документ.
Для предприятий I категории ПЭК предоставляется на утверждение в росприроднадзор в составе Комплексного экологического разрешения (КЭР),
для предприятий II категории — в составе Декларации о негативном воздействии на окружающую среду,
для предприятий III категории это основной отчетный и нормативный документ.
Предприятия IV категории ПЭК не разрабатывают и не отчитываются по нему.

Казалось бы, вот и отменили всю нормативную документацию для предприятий III категории (так считают многие природопользователи), но как всегда, дьявол в деталях.
Согласно Методическим указаниям, в ПЭК для всех категорий предприятий с I по III вносятся данные инвентаризации по источникам выбросов и сбросов.
Если у предприятия есть проект ПДВ с согласованными нормативами выбросов, то данные инвентаризации берутся оттуда, из раздела «Инвентаризация», а если нет?
Ответ простой — инвентаризацию придется провести. Уточнить перечень источников выбросов/сбросов, рассчитать количество и наименования образующихся загрязняющих веществ, при необходимости (для организованных источников) провести соответствующие лабораторные исследования.
Далее, для предприятий I и II категории, необходимо провести оценку рассеивания по всем загрязняющим веществам и согласовать нормативы для всех веществ по такому же принципу, как это осуществлялось для проекта ПДВ (предельно-допустимых выбросов), с проведением санитарно — эпидемиологической экспертизы документации, согласованием нормативов в территориальном управлении Роспотребнадзора, а затем — в соответствующем уполномоченном природоохранном органе.
Для предприятий III категории предусмотрено нормирование только веществ 1 и II класса опасности, а наличие таких вещест как раз и будет выявлено в процессе инвентаризации.
Данные об отходах для предприятий I и II класса нормируются и расчитываются по тому же принципу, по которому ранее разрабатывались проекты НООЛР (нормативов образования отходов и лимитов на их размещение), для предприятий III категории указываются фактические данные о движениях отходов на предприятии.
Паспорта опасных отходов также никто не отменял, независимо от категории предприятия.

Программа производственного экологического контроля подлежит пересмотру и корректировке в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящим к изменениям характера, вида и объемов оказываемого негативного воздействия на окружающую среду, а это те данные, которые меняются достаточно часто.
Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Предприятия, подлежащие федеральному надзору, направляют отчет в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности, а предприятия, подлежащие региональному надзору — в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган исполнительной власти или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Отчет должен быть подписан руководителем юридического лица (или должностным лицом, уполномоченным руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица), индивидуальным предпринимателем.

В случае осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности на нескольких объектах, отчет представляется по каждому объекту.

Ответственность

КоАП РФ (№195-ФЗ от 30.12.2001)

Ст.8.1 Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

на граждан — 1 000 — 2 000 руб.;
на должностных лиц — 2 000 — 5 000 руб.;
на юридических лиц — от 20 000 — 100 000 руб.

Ст.8.5 Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа:

на граждан в размере от 500 до 1 000 руб.;
на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.;
на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 руб.

Другие материалы в этой категории: « Стоимость утилизации ртути